28 февраля
2012
16:46
2

27 февраля 2012 года по поручению председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области Л.И. Тропиной консультант в отделе по делам несовершеннолетних аппарата Правительства Московской области Н.В. Глушкова приняла участие в Общественных слушаниях Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан по законопроекту № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

27 февраля 2012 года по поручению председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области Л.И. Тропиной консультант в отделе по делам несовершеннолетних аппарата Правительства Московской области Н.В. Глушкова приняла участие в Общественных слушаниях Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан по законопроекту № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Члены неформальной Рабочей группы разработчиков законопроекта Б.Л. Альтшулер, А.И. Головань, В.М. Гефтер рассказали об истории создания законопроекта, основных его позициях, принципиальных новшествах, введенных в законопроект, а также об имеющихся недостатках, которые планируется доработать и устранить в течение месяца после рассмотрения законопроекта 16 марта 2012 года в первом чтении в Государственной Думе Российской Федерации.

В ходе дискуссии обсуждены инновационные позиции законопроекта:

- «доверенные специалисты», «Федеральная ОНК», право беседы с воспитанником интерната в отсутствие законного представителя – руководителя администрации интерната и др.;

- общественный контроль детских интернатов как механизм стимулирования реформы интернатов, развития семейного устройства и воспитания детей в социальной среде;

- пути совершенствования закона в будущем;

- ключевые проблемы правоприменительной практики: источники финансовой поддержки деятельности по общественному контролю, мозговой штурм по теме «Где взять необходимое количество общественных контролеров?» и др.

Ранее Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области высказывала свое мнение о преждевременной разработке данного законопроекта.

Отзыв на законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Мной совместно с отделом по делам несовершеннолетних аппарата Правительства Московской области изучен проект Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – законопроект).

Полагаю, что принятие законопроекта в части создания общественных наблюдательных комиссий нецелесообразно в связи с тем, что дублирует государственные полномочия, которыми наделены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.

На фоне роста количества противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, в том числе против их половой неприкосновенности, практически беспрепятственный доступ в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, членов наблюдательных общественных комиссий и доверенных лиц создаст дополнительные риски совершения преступлений данной категории. (Такие факты известны, в том числе на территории Московской области).

Предлагаемый в законопроекте механизм отбора кандидатов – членов общественных наблюдательных комиссий и доверенных лиц (кандидатуры представляют сами общественные организации и уполномоченные по правам ребенка) исключает возможность адекватной оценки благонадежности граждан, которые, как планируется в законопроекте, будут в отсутствие администрации учреждений общаться с детьми. (Непонятно, почему доверие к посторонним лицам ставится выше, чем к администрации учреждения).

Законопроект предусматривает, что основная задача общественных наблюдательных комиссий – защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с тем данная функция относится к государственным полномочиям, которые в соответствии с федеральным законодательством исполняют органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этой связи более целесообразно совершенствование законодательства в отношении имеющейся государственной системы защиты прав детей, повышения роли и ответственности должностных лиц.

Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является полномочиями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Одновременно комиссии являются коллегиальным органом, в состав которых наряду с представителями субъектов системы профилактики входят представители общественных организаций, уполномоченные по правам ребенка. (Составы комиссий утверждается руководителями субъектов РФ, главам органов местного самоуправления). Было бы более целесообразным принятие Федерального закона «Об организации деятельности комиссий…», в котором необходимо конкретизировать исполнение вышеуказанных полномочий, в том числе в части привлечения общественности (статья 24 Ф3-120).

Кстати, имеется соответствующее поручение, данное Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 28 января 2011 года, о разработке до 01 октября 2011 года законопроекта, направленного на реализацию требований статьи 11 ФЗ-120-99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части, касающейся определения порядка образования комиссий и осуществления ими отдельных госполномочий, которое не исполнено.

Кроме того, непонятно, почему речь идет о финансировании деятельности членов наблюдательных общественных комиссий (статья 11 законопроекта: «Общественная или иная негосударственная организация, выдвинувшая … кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии, в случае назначения выдвинутой кандидатуры членом общественной наблюдательной комиссии возмещает расходы, связанные с осуществлением его полномочий, и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей общественной наблюдательной комиссии), если комиссии общественные. При этом объемы этого финансирования не просчитаны.

Учитывая нынешнюю криминогенную обстановку, в частности рост преступлений в отношении несовершеннолетних, участие гражданского общества в сфере защиты прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно ограничить созданием в таких учреждениях попечительских советов, включением представителей общественности в составы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

 

Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав при Губернаторе Московской области,

член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав при Губернаторе Московской области,

заслуженный юрист России                                                                  Л.И. Тропина