22 декабря
2014
14:54
3

    По поручению заместителя Председателя Правительства Московской области О.С. Забраловой 18 декабря 2014 года в режиме видеоконференцсвязи в заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав приняли участие заведующий отделом по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области Иванов Е.А. и консультант в отделе Глушкова Н.В.

    По поручению заместителя Председателя Правительства Московской области О.С. Забраловой 18 декабря 2014 года в режиме видеоконференцсвязи в заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав приняли участие заведующий отделом по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области Иванов Е.А. и консультант в отделе Глушкова Н.В.
    В заседании Правительственной комиссии приняли участие 85 субъектов Российской Федерации. Вел заседание заместитель министра образования и науки РФ Каганов В.Ш.
По первому вопросу «О мерах по защите прав и интересов семьи и детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации, роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в координации данной деятельности» основным докладчиком был Каганов В.Ш. В своем докладе он проинформировал участников заседания о том, что проведен мониторинг показателей деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в субъектах РФ, назвал ряд статистических сведений по итогам первого полугодия 2014 года (количество административных протоколов, поступивших в комиссии, в отношении несовершеннолетних и взрослых лиц – 300 тыс., в том числе за употребление наркотиков – 39 тыс., количество рассмотренных комиссиями постановлений о прекращении уголовных дел в отношении несовершеннолетних и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности – 26,5 тыс., количество вынесенных комиссиями постановлений по защите прав детей – 164 тыс. и т.п.). Указанные статистические отчеты не поступили в Правительственную комиссию из республик Дагестана, Ингушетии, Калмыкии, Чувашии, Магаданской области и др.
Также Каганов В.Ш. отметил, что нет единообразия в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. В план работы Правительственной комиссии на 2015 год включен вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций для комиссий с едиными требованиями к данному виду работы.
    Каганов В.Ш. сообщил, что при Правительственной комиссии создана межведомственная рабочая группа по изучению деятельности комиссий в субъектах РФ. В 2014 году проверили работу 5 субъектов (Камчатский край, Забайкальский край, республика Северная Осетия – Алания, Кировская область, Иркутская область). Основные выявленные недостатки: несистематическое участие в заседаниях членов комиссий, в муниципальных комиссиях не всегда включены в состав руководители субъектов системы профилактики, в некоторых муниципалитетах планы составлены формально, также часть решений носит формальный, декларативный характер, без указания сроков исполнения и ответственных лиц. Отмечено, что ряд ответственных секретарей комиссий недостаточно владеет навыками работы с персональными компьютерами и иной оргтехникой. Указано на необходимость обучения сотрудников комиссий на курсах повышения квалификации. Обращено внимание, что, несмотря на то, что в 2013 г. внесен ряд изменений в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», по состоянию на 01.12.2014 г. не все субъекты РФ привели свое региональное законодательство в соответствие с федеральным.
    Содокладчики по первому вопросу: председатели комиссий Иркутской области и Забайкальского края – доложили об организации деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории указанных субъектов.
    При рассмотрении второго вопроса «О совершенствовании нормативного правового регулирования в сфере профилактики социального сиротства» Каганов В.Ш. проинформировал участников заседания о том, что по предложению Минобрнауки при Правительственной комиссии будет создана межведомственная рабочая группа по разработке изменений действующего законодательства, в том числе в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях совершенствования деятельности комиссий.
    Обсуждалось правоприменение Федерального закона от 28.12.2013  № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступающего в законную силу с 01.01.2015 г., говорилось о том, что этот закон надо правильно применять. Обращено внимание на два риска: когда социальное сопровождение приводит к необоснованному вмешательству в семью, отсюда письменное заявление граждан о согласии на социальное сопровождение либо об отказе; риск излишней формализации процесса социального сопровождения семьи. Поэтому отмечалась необходимость мониторинга его реализации с целью дальнейшего совершенствования. В законе впервые вводится термин «социальное сопровождение». Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлена модельная программа социального сопровождения, которая будет апробирована в 5 субъектах (Астраханской, Новгородской, Калужской, Тверской областях). Затем будет издан сборник опыта участников пилотного проекта.
    Отмечено слабое информирование населения о вступающем в силу законе № 442-ФЗ, граждане не знают, что какие услуги им могут быть предложены.
    Отмечалась необходимость внесения изменения в Семейный кодекс РФ в части полномочий органов опеки и попечительства по отобранию детей (ст. 77 СК РФ). Ранее поступали предложения определить судебный порядок отобрания детей, но правильно ли это? Важнее судебный последующий контроль за решением органов опеки и попечительства об отобрании. Также нельзя забывать, что действующий сейчас алгоритм отобрания очень жесткий, ребенок насовсем уходит из семьи, после отобрания в течение 7 дней подается иск в суд о лишении родительских прав. Эту жесткость надо изменить и определить механизм возможности возвращения ребенка в семью, ведь ситуация в семье может резко измениться после отобрания. До определения статуса ребенка надо помещать в замещающую семью, а не в больницу или интернатное учреждение, дать возможность реабилитации кровной семье.
    Также необходимо вносить изменения в рекомендации по деятельности органов опеки и попечительства, разработанные в 2007 году, и законодательно прописать алгоритм взаимодействия полиции и органов опеки и попечительства.
    По третьему вопросу ответственный секретарь Правительственной комиссии Сильянов Е.А. сообщил, что план работы Правительственной комиссии на 2015 год сформирован с учетом предложений комиссий субъектов РФ, в течение 10 дней еще будут приниматься замечания и предложения, потом план будет утвержден председателем О.Ю. Голодец. Также комиссиям субъектов РФ по предложению представителя Министерства юстиции РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о взыскании алиментов на содержание детей, взаимодействии с судебными приставами.