1 апреля
2015
11:18
2

На заседании Правительственной комиссии был заслушан опыт работы Московской области по вопросу «О деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению и розыску детей, самовольно ушедших из семей и государственных учреждений, а также по работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении».

На заседании Правительственной комиссии был заслушан опыт работы Московской области по вопросу «О деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению и розыску детей, самовольно ушедших из семей и государственных учреждений, а также по работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении».

В Московской области вопросам профилактики самовольных уходов подростков, совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия при розыске детей, изучению причин и условий совершения детьми самовольных уходов из семей, детских домов, школ-интернатов, социозащитных учреждений уделяется особое внимание.
Два года назад в действующий Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, розыска детей и подростков внесены изменения, утверждены постановлением Комиссии при Губернаторе и согласованы с представителями Главного следственного управления Следственного комитета России по Московской области.
Порядок определяет действия 70 муниципальных комиссий и Комиссии при Губернаторе, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по межведомственному взаимодействию в случаях самовольных уходов детей и по их профилактике.
Порядком предусмотрено:
Комиссия при Губернаторе ведет ежедневный, круглосуточный мониторинг сведений о самовольных уходах несовершеннолетних из семей и детских учреждений, их безвестном отсутствии
Информация в оперативном порядке поступает в Комиссию при Губернаторе из муниципальных комиссий, от родителей, из субъектов системы профилактики. Разработаны соответствующие формы, которые поступают в Комиссию при Губернаторе по факсу или электронной почте.
Каждый случай безвестного отсутствия несовершеннолетнего расценивается как чрезвычайная ситуация.
Территориальные и областная комиссии оказывают содействие в распространении фотографий пропавших детей на вокзалах, рынках, в парках, больницах, других общественных местах  (печатаются ориентировки, расклеиваются, опрашиваются родители, друзья)
Комиссия при Губернаторе размещает ориентировки о розыске на своем сайте в разделе «Внимание! Розыск!», оперативно передает информацию в Управление на транспорте МВД РФ по ЦФО, при необходимости – в другие районы области и субъекты РФ через региональные комиссии. В ряде случаев сотрудники комиссий участвуют непосредственно в розыскных мероприятиях.
Эффективно взаимодействуем при розыске несовершеннолетних с некоммерческими добровольными поисковыми отрядами «ЛизаАлерт» и «Полярная звезда». Это хорошо известные волонтерские организации, ставящие своей основной задачей оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей.
В 2014 году в области было зарегистрировано 1229 заявлений, поступивших в органы внутренних дел, об объявлении несовершеннолетних в розыск, что больше чем в 2013 году (в 2013 году – 794, в 2012 году – 890; повысилась ответственность законных представителей: родителей и руководителей учреждений, принимаются меры по розыску детей).
У нас исключены случаи незаявления руководителями учреждений системы профилактики о самовольных уходах воспитанников, проводится работа среди родителей об ответственности за необращение в органы внутренних дел в случае самовольных уходов ребенка. Привлекаем к административной ответственности законных представителей по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (в 2014 году всего привлечено 13312 лиц, из них за несвоевременное обращение в полицию с заявлением о розыске – около 25 лиц). Следует отметить, что более 80% самовольных уходов связано с желанием подростков «погулять», почувствовать себя самостоятельными и свободными, а не связано с семейным неблагополучием или жестоким обращением.
Самовольные уходы  несовершеннолетних рассматриваются на заседаниях комиссии, выносятся постановление о проведении индивидуальной профилактической работы, указываются конкретные мероприятия, сроки и ответственные.
Специалисты проводят межведомственную индивидуальную профилактическую работу, включающую психологическую, социально-педагогическую, медицинскую и иную помощь как несовершеннолетнему, так и его семье.
Нами ежеквартально ведется анализ состояние розыска, причины и условия самовольных уходов. По результатам в комиссии и субъекты системы профилактики направляются рекомендации по эффективности этой работы. Данный вопрос систематически рассматривается на заседаниях Комиссии при Губернаторе.
Например:
В органы внутренних дел по Красногорскому району поступило заявление о розыске несовершеннолетнего, учащегося 4 класса, который уехал кататься на квадроцикле со своим другом.
Поиски находились под личным контролем главы Красногорского муниципального района, заместителя главы администрации, председателя комиссии Красногорского района.
На их поиск был ориентирован весь личный состав УВД, задействованы все службы, подразделения УВД, следователи следственного отдела по г. Красногорску, СУ СК при прокуратуре РФ по Московской области, пожарные части, военнослужащие Российской Армии, кинологическая служба, поисково-спасательный отряд, использовались аварийно-спасательные автомобили, вертолет ГУВД, 2 вертолета частных предприятий.
На территории района распространялись ориентировки по розыску детей, направлена информация в близлежащие ОВД-УВД, ЛОВД, одновременно отрабатывалось несколько версий случившегося.
В результате организованных мероприятий подростки были найдены и переданы родителям.
Планом первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2012-2017 годы определены задачи по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и семьи.  Координацию деятельности в данном направлении осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    В 2014 году более семи тысяч семей и около двенадцати тысяч детей находились в социально опасном положении (в 2013 году – 7733 семей, 13264 несовершеннолетних; в 2012 году – 8129 и 14625).
В Подмосковье работа с данной категорией детей и семей регламентируется, наряду с федеральным законодательством, постановлением Губернатора Московской области «Об утверждении положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью». А также постановлениями Комиссии при Губернаторе, которые обязательны для исполнения всеми субъектами системы профилактики.
В настоящее время Комиссией при Губернаторе также подготовлен проект постановления Губернатора Московской области «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей».
Основная задача, которую мы ставим в работе с семьями – это выявление семей на ранней стадии кризиса, когда можно организовать эффективное межведомственное взаимодействие, помочь семье, предотвратить лишение родительских прав, а в ряде случаев предотвратить совершение преступления против несовершеннолетнего.
    Проводятся ежегодные областные межведомственные профилактические мероприятия  «Подросток», «Безнадзорные дети». С  2008 года работает телефон «горячей линии «Дети в беде». Работа на телефоне «горячей линии» осуществляется по графику сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области, обеспечивающего деятельность Комиссии при Губернаторе.
Например, проводится работа по выявлению и учету детей и семей, находящихся в социально опасном положении в медицинских организациях. Специалисты здравоохранения выявляют случаи ненадлежащего ухода за детьми, факты жестокого обращения, употребления родителями алкоголя. Так, в 2014 году выявлено более 500 семей, находящихся в социально опасном положении.
Ежемесячно комиссиями проводятся межведомственные сверки данных о семьях и несовершеннолетних со всеми органами и учреждениями системы профилактики, а именно со здравоохранением, органами опеки и попечительства, образованием, соцзащитой, полицией.
После выявления семьи с ней проводится межведомственная индивидуальная профилактическая работа, которая координируется муниципальными комиссиями.
Работа с семьей проводится до устранения причин и условий, способствующих социально опасному положению, т.е. до полной реабилитации семьи.
Для этого используются различные формы и методы:
организация бесплатной психологической, медицинской, материальной помощи,
помощь в трудоустройстве родителей,
организация отдыха и досуга несовершеннолетних.
В 2014 году около двух тысяч семей и более трех тысяч несовершеннолетних были сняты с учета в связи с положительной динамикой проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы.
Ежегодно более 50% несовершеннолетних, с которыми работает система профилактики, охвачены организованным летним отдыхом, трудоустроены. Принимаются меры по обеспечению защиты прав как семьи, так и ребенка. Работа по реабилитации семьи продолжается даже тогда, когда несовершеннолетний находится вне семьи - в местах лишения свободы или спецшколах закрытого типа.
Политика Подмосковья в отношении детей и семьи нацелена на укрепление института семьи, сохранение «кровной семьи».
Показатель эффективности нашей межведомственной работы  следующий: в 2014 году лишь 2325 семей были признаны находящимися в социально опасном положении, что на 28,5% меньше, чем в 2013 году (3253).